Вера и власть. Размытые границы. Замысел сатаны

Когда граница между достоинством и нечестием, между правдой и неправдой, между светом и тьмой становится достаточно призрачной — беда неизбежна. В итоге проходит одно, может быть, два десятилетия, какие-то речи, пропаганда, к сожалению, нередко и религиозная, настолько размывают границы, что человек чувствует себя совершенно спокойным, даже переступая границы не то что дозволенного, а и вообще возможного.

Скачать

 

Павел Желноваков

Дорогая церковь, уже некоторое время я размышляю, думаю, достаточно внимательно, над одним серьезным вопросом, который особенно ярко проявился в нашей жизни в последнее время. Он весьма важен для нашего понимания, потому что от этого начинаются либо многие трудности, либо многие благословения. Речь идет о размытых границах в нашей жизни. Это касается и государства, и жизни церкви, и семей. И от этого же начинается огромнейшая проблема в судьбе людей.

К сожалению, можно все более наблюдать то, что огромное количество проповедей сегодня не учит людей отличать чистое от нечистого. Им говорят о том, как чего-то достигнуть, как «в прыжке веры» чего-то коснуться на небесах и, возможно, что-то схватить там, свое или чужое ? на земле разберемся и так далее. Им говорят о том, как добиться какого-то богатства, как стать «крутым» лидером с «навороченными» способностями и так далее. Каких только семинаров сегодня не проходит. Дорогие мои, я с печалью хочу сказать: огромное число проповедей сегодня не носит священнического присутствия по одно простой причине: в этих проповедях не учат, как отличать чистое от нечистого. Как только в сознании общества граница между чистым и нечистым начинает стираться, такое общество обречено ? страна ли это, церковь ли, семья ли или еще что—то… Только восстановление границ снова приводит нас к безопасности и священнической силе. А нарушенные границы ? это возможность проходного двора. Помилуй нас Господь…

Вообще все мы в той или иной степени сталкивались с тем, что размытые границы доставляли нам некоторые неприятности. Скажем, вы приносите некий важный документ, на который какой-то чиновник печать поставил второпях. И вот эта печать неяркая. Вам говорят: печать какая-то размытая ? документ недействителен. В результате у нас возникают трудности.

Возможно, мы получили от какого-то уважаемого для нас человека письмо, но нерадивый почтальон где-то уронил это письмо в воду. В конечном итоге текст оказался размытым: все есть, а прочитать письмо мы не в состоянии. Или же мы смотрим какую-то интересную программу по телевизору, но вот с антенной что-то произошло, и изображение очень размытое. Наши глаза утомляются, и мы толком ничего не видим, возможно, и звук плывет. И в конечном итоге мы и смотрели, и результата от этого нет никакого. В последние годы проблема размытых границ более и более становится серьезной бедой нашего общества.

Я немного посмотрел некоторые материалы и хочу зачитать вам высказывания нескольких разумных мыслителей — одного священника Русской Православной церкви и философа XIX века. Священник Андрей Горбунов: «Легкое, непринужденное, поверхностное отношение к жизни ? болезнь нашего времени». И дальше он же пишет в издании «Русь православная»:

«Беззаботный, самоугождающий стиль жизни становится нормой. Повсюду наблюдается отсутствие серьезности, глубины, особенно в среде избалованных, эгоистичных и пустых молодых людей. Ярким проявлением этого духа является насмешливость, которая распространена настолько широко и стала настолько привычной, что уже давно не воспринимается как нечто греховное. Сюда можно отнести и дурашливо-развязные высказывания всевозможных ведущих, и изыскания пародистов, бытовые анекдоты. Причем смех этот особый. Это не добрая улыбка, не умная ирония и не смех сквозь слезы, и даже не уничтожающий сарказм. Это тупой, бессмысленный смех над тем, что на жаргоне называется «прикольно». Вставить кольцо в пупок – «прикольно», старушка упала – тоже «прикольно», кому-то голову размозжили так, что мозги брызнули во все стороны ? тоже «прикольно».

Смех, которым смеются перед телевизором, в театрах, на концертах, на пирушках и вечеринках, которым легко осмеивают ближних, издеваются над слабостями и достоинством человеческим, над совестью и над грехами, все это симптом болезни духа, греховная страсть. Глумление над истиной ? черта последних времен. Как говорил западный религиозный философ Серен Кьеркегор: «Если бы Христос пришел в наше время, Его бы не предали смерти, а просто высмеяли».

Было время, когда мученики умирали, свидетельствуя принародно о правде Божьей. Нынешняя же идеология унизила и высмеяла человека, чтобы уничтожить истину. Так в советские годы пытались убить смехом религию, выпуская юмористические журналы «Безбожник» и «Антирелигиозник».

Дорогие христиане, это действительно беда нашего времени. И все это рождается от размытых границ. Когда граница между достоинством и нечестием, между правдой и неправдой, между светом и тьмой становится достаточно призрачной — беда неизбежна. В итоге проходит одно, может быть, два десятилетия, какие-то речи, пропаганда, к сожалению, нередко и религиозная, настолько размывают границы, что человек чувствует себя совершенно спокойным, даже переступая границы не то что дозволенного, а и вообще возможного. Его совесть оказалась уже настолько размытой, что не реагирует на ситуацию.

Идет омирщвление человеческого духа, в результате чего он и перестает реагировать на обстоятельства. Это очень хорошо продуманный план, по которому демонический мир работает в наше время, в сфере ли государства, политики, культуры, образования, религии или взаимоотношений внутри семьи. Для нас важно обратить на это внимание.

Итак, ситуация достаточно понятна. Что нам во всем этом делать? Собственно, зачем существуют какие-то границы? Будет ли это государственная граница, оберегающая наш с вами покой и порядок в государстве, будет ли это церковь, где хранятся границы морали, нравственности, взаимоотношений между людьми, или это границы в семейных отношениях. Задача тех, кому эти границы не нравятся, заключается в том, чтобы размыть эти границы, и тогда безболезненно сдвинуть их в опасную для нас сторону.

Однажды я уже рассказывал о предупреждающем знаке на реке Ниагаре, который стоит на берегу где-то в нескольких сотнях метров от знаменитого своей красотой водопада. Он как бы проводит незримую черту, границу на реке, пересекать которую пловцам или лодкам не рекомендуется, потому что тогда спастись им будет невозможно. В этом случае, от смерти их будут отделять считанные минуты. И если бы какой-то негодный человек когда-то пожелал приговорить к смерти многих незадачливых людей, то он, наверное, поступил бы очень просто: перенес бы этот знак ближе к водопаду. Хватило бы и десятка метров, и человек, который движется в надежде, что он не перешагнул эту незримую черту, по сути уже обречен.

Это и есть сдвинутая, размытая граница в сознании, в разуме, в поведении, во взаимоотношениях, будет ли это государство, церковь или общество. Так что границы существуют для того, чтоб оберегать нас, предупреждать нас. Границы говорят о том, что это опасно. Многие границы написаны кровью. Во всяком случае, все, кто работает на производстве, знают, что требования техники безопасности ? это то, что написано кровью, и пренебрегать этим просто глупо. Поэтому границы призваны сказать нам: это опасно, дальше нельзя, дальше нередко «дорога в один конец».

Границы призваны оберегать нашу собственность, нашу душу и тело, оберегать наш разум и достоинство. Любая граница призвана свершить что-то порядочное. Но мы живем в обществе, которое не хочет признавать границ, обществе, которое напоено похотью. Я как-то вам говорил, что слово похоть греческого происхождения и буквально означает «желание, не признающее никаких границ». Мы живем в обществе, которое хочет смести границы везде, где это только возможно, чтобы общество оказалось с совершенно деморализованным сознанием, не зная, как дальше двигаться, что говорить и о чем думать. Поэтому как никогда на сегодняшний день это очень актуальный вопрос ? границы в нашей жизни. Они могут быть размытые, сдвинутые, возможно, где-то отсутствуют, или же это границы четко обусловленные, и мы никогда ни при каких условиях не отдадим ни пяди этих границ, потому что они нас оберегают, призванные что-то приводить в нашей жизни в порядок.

Я хочу предложить вам определенный взгляд по вопросу границ: книга Второзаконие, известная 27-я глава ? повествование о некоторых границах, которые нельзя нарушать, потому что за всем этим стоит все, вплоть до проклятия. Возможно, кто-то скажет: «Это Ветхий Завет, а мы живем не под проклятием». Да, мы живем не под проклятием, это правда, дорогие мои. Но проклятие не исчезло, беда остается. И если человек игнорирует принципы Божьи, то он сам на себя навлекает эти последствия.

Итак, 27-я глава, 17-й стих: «Проклят нарушающий межи ближнего своего! И весь народ скажет: аминь». Межи ? это границы. И если речь идет о том, что Бог таким серьезным словом, даже до проклятия, предупреждает: «Люди добрые, не нарушайте границ, которые определяют нашу собственность, определяют наши моральные ценности, наши достоинство, честь…» и так далее, то это более, чем серьезные слова. Не обратить не это внимание более нежели глупо.

Сегодня многие политики, бизнесмены, чиновники от власти и многие люди, которые просто движутся по этой земле, не понимают, насколько они близко подошли к опасности, заигрывая с проклятием в своей жизни. Ибо «проклят, кто передвигает межи», то есть границы прав, свобод и всего остального, что относится к его ближнему. Безусловно, это относится и к Богу, Который установил определенные моральные принципы для нашей жизни, сокрывши их в двух основных: «возлюби Господа Бога» и «возлюби ближнего своего, как самого себя».

Итак, Бог запретил передвигать, менять, игнорировать границы, которые Он установил для человека, для брака, для государства, для Церкви и, собственно, для всей нашей жизни. У границ существует конкретное предназначение, и нарушение этих границ карается не просто каким-то наказанием, о чем нам хотелось бы, в лучшем случае, подумать. Нет, оно имеет возмездие в форме проклятия.

Вчера я еще раз внимательно прочитал о том, сколько же, собственно, проклятий было в Ветхом Завете. Иногда предположение такое: да там проклятие на проклятии, куда только не ткни пальцем, и везде – «будешь проклят». Да ничего подобного. Их всего двенадцать, и все они имеют строго отношение к морали и нравственности человека. Все они имеют отношение к тому, что человек просто решает дерзко относиться к Божьим принципам, которые Он установил для жизни людей. Всего двенадцать четких вещей, в которых Бог сказал: «Проклят человек за это». И в их числе и такое слово: «Проклят передвигающий межи (то есть границы) своего ближнего».

Итак, у границ существует свое принципиальное предназначение. И как я уже говорил, в этом мире Бог установил три структуры, которые ответственны за соблюдение границ. Это государство, это, безусловно, Церковь и это семья, точнее, родители. Они воспитывают принципиальную позицию, уважение к границам, которые существуют, чтобы у человека не было вот такого состояния дерзости, которое вышеупомянутый священник обозначил как нечто «прикольное». Смех, негодяйство всякого уровня ? это стало просто «прикольно» на сегодняшний день. И слово-то такое, знаете, почти безобидно-смешное: «прикольно», да и ладно… Это становится настолько мерзким и отвратительным, что люди уже перестают понимать, к каким страшным последствиям приводит их мятежность и недоброе отношение к жизни.

Эти три структуры в нашем мире призваны блюсти определенные границы. Государство — территориальные, политические, экономическо-правовые, уголовные и так далее. Семья призвана блюсти границы верности, воспитания детей в послушании и уважении к родителям, а Церковь призвана блюсти в обществе стандарты морали и нравственности, ибо только она названа «светом этому миру и солью этой земли». Все, кто знаком с историей, согласятся со мной, что на протяжении многих веков, в том числе и христианских, все эти три структуры постоянно подвергались какому-то унижению и опошлению. Постоянно шел процесс передвижения границ, и не только государственных. Все это было сопряжено с кровью, насилием и переворотами…

Это стало почти нормальным явлением, когда какое-то государство говорит: у нас жизненные интересы где-нибудь на Ближнем Востоке или жизненные интересы в Китае. Какие у нас там интересы? Там есть свои люди, которые в состоянии свои интересы отстоять. Кто-то начинает искать свои интересы где-то в Латинской Америке и так далее. Обычно это заканчивается кровью, смертью множества людей и переделом границ того или иного государства. Сегодня многие политические лидеры просто не понимают, что это ужасное проклятие, и что они заигрывают со страшными вещами.

Вы знаете, что на протяжении многих десятилетий уничтожалось само понятие семьи. Потому что если есть структура, которая определяется как семья, тогда невозможно сломить такое общество. Потому всевозможные средства употреблялись и употребляются на то, чтобы отнять у родителей право на воспитание детей или вообще лишить их такого права. И этим сегодня занимаются цивилизованные страны, даже те, что называют себя христианскими, как это ни странно. Лишить брак чести и достоинства, внести туда грязь, измену, порок, изменить сознание общества, чтоб это стало просто смешным, просто «прикольным», стало «делом чести» многих политиков и функционером от культуры. И вот уже люди, забывая обо всем, с куском у рта смотрят какие-то полусумасшедшие программы, и им уже впору вызывать «Скорую», потому что у них давление повысилось. Это тоже уже стало «прикольно». Границы размываются…

Наверное, мое или более старшее поколение согласятся со мной, что за какие-то десятки лет даже те границы, которые мы застали, сегодня уже почти размыты. Это и есть стратегия сатанинского мира: добиться того, чтобы любая граница, призванная блюсти наши честь и достоинство, была размыта; чтобы то, что было когда-то ценностью, сегодня стало чем-то насмешливым.

Это происходит и в религиозном мире, когда многие новоявленные лидеры ругают своих праотцев, говоря: они не умели веровать, у них неправильная вера, они не так жили и поэтому довели ту или иную страну… Всякий смеющийся над родителями, в том числе и духовными, находится под бедой. Писание говорит: «Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные…» (Пр. 30:17). И все, кто смотрел известный фильм «Страсти Господни», вспомнят следующий эпизод: когда негодный преступник начал насмехаться над Христом, над Отцом Небесным, как тут же прилетел ворон и «пообедал» его глазом. Дорогие мои, все это не просто так, это не выдумки кинематографа. Это реальные вещи, потому что справедливость Божья остается справедливостью во все века.

К сожалению, сегодня делается абсолютно все для того, чтобы во всех этих трех структурах границы оказались затуманены, несколько подразмыты и, в конечном итоге, сдвинуты в сторону. И тогда уже наша собственность, наши души и тела, моральные и нравственные ценности находятся под серьезнейшей опасностью, потому что любая размытая или сдвинутая граница приводит нас к некой тесноте, какой-то внутренней обездоленности, и, в конечном итоге, происходит внутренний срыв и серьезное поражение.

Давайте посмотрим на некоторые аспекты жизни церкви. Я думаю, что Бог позволит коснуться также и того, как мы призваны жить в этом мире как граждане. Мы не только христиане, но и граждане земного отечества, а поэтому мы не имеем права замалчивать этот вопрос. Сейчас же я касаюсь только внутренней жизни церкви. Кто призван отвечать в ней за порядок, утверждение и отстаивание всякой доброй границы, призванной не только оберегать нас, но и сделать нашу жизнь достаточно спокойной и уверенной?

Вопрос накрепко связан с откровением мудрости, так как Слово Божье утверждает, что только тот человек, что находит мудрость и знание, может надеяться, что рассудительность будет оберегать его (Книга Притч глава 2). Это граница, реальная безопасность. Но, к сожалению, все чаще встречаются люди, которые к этому относятся несколько иначе, а точнее бездумно: «А мне нравится, это «прикольно», это интересно и востребовано, это классно!!!»

В Москве я видел рекламу, довольно бессмысленную, но мне запомнился текст: «Дико круто!» Дорогие мои, наше общество воспитывается в сфере подобных вещей. И Церковь обязана нечто по этому поводу говорить. Молчание, в данном случае, не признак мудрости.

Итак, за поддержание библейских границ, весьма активно атакуемых со стороны светской прессы, либеральным богословием и отступниками различного уровня и качества, призваны выступать три церковных сословия. Дух Божий говорит о том, что это пастор, учитель и пророк.

Слово «пастор», «пресвитер», «старейшина» или «епископ» означает человека, надзирающего за порядком. «Учитель» ? это тот, кто обозначает границы, дает обоснование тому, чего должно придерживаться в нашей жизни и, конечно же, «напоминанием возбуждает… чистый смысл». «Пророк» ? это тот, который, получая определенные откровения от Бога, призван корректировать наши ошибки или указать на нечто тайное, на что мы прежде не обращали внимания, или, возможно, раскрыть для нас те возможности, о которых мы прежде не знали и ими не пользовались. Три четких, ясных, выраженных служения, которые обязаны стоять на месте для того чтобы соблюдать границы, оберегая их от размытости. Размытые границы никого никогда не уберегают.

Возможно, когда вы читали послания апостольские (особенно в этом очень ярко задействовано послание Иоанна), вы обратили внимание на то, что для апостольского мира подход к жизни, кажется, был другим, чем для нашего современного «продвинутого» мира. Меня это всегда по-своему смущало, особенно в первые годы моего христианского бытия. Я нередко думал: «Господи, как можно веровать при таких требованиях к жизни? Что-то все как-то бескомпромиссно». А ведь мы воспитывались на том, что бывает какой-то «разумный» компромисс, «правильный» компромисс. Но компромисс ? это всегда компромисс.

Для евангелиста Иоанна жизнь христианина была окрашена в суровые, но безопасные тона: «Кто делает правду, тот праведен… Кто делает грех, тот от диавола…»                      (1 Ин. 3:7–8). Это явно жесткая позиция, но в ней полностью отсутствует всякая размытость! Или слова Христа в отношении наших обещаний. Для нас это особенно актуально, ведь мы живем в веке, в котором надо что-то обещать и что-то не выполнять (этакий шарм современного человека, особый имидж ? обещать и не выполнять). Позиция Христа не оставляет права и возможности на некую «срединную», разумность. «Но да будет слово ваше: да, да, нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:37). Свет есть свет, а тьма есть тьма…

Мне иногда приходится слушать трогательные исповеди, особенно женщин. Я думаю, конечно, что это по большей части влияние современного сленга. Так вот, подходит женщина и говорит:

– Пастор, хочу поделиться с Вами. Трудно мне: я, как бы, согрешила.

– А что именно произошло?

– Ну… я, как бы, изменила мужу…

– Так изменила, или «как бы изменила»? Что ты имеешь в виду, говоря «как бы изменила ему»?

И человек начинает медленно думать. А граница в сознании порой уже очень размыта… Или муж утверждает: «Я же добрый, я только раз в неделю на нее ору. А так все нормально». Я спрашиваю: «Ну и как ты оцениваешь это? Ведь 90% напитка, который ты преподнес своей жене, это хороший напиток, и только 10% в нем ? яд. И как долго она выживет при таких условиях?»

Границы медленно размываются в сознании людей… В речи, в поступке, в мысли… И то определенное время, когда мы живем при размытых границах, дает нам негодную возможность того, что разум теряет ориентацию. Все водители, которые хотя бы один раз путешествовали в тумане по незнакомой местности, согласятся со мной, что мы можем выехать в таком месте, где даже инспектор ГИБДД не сообразит, как мы туда попали. Это просто туман ? мы не знаем, куда ехать, границы размыты…

Дорогие братья и сестры, это очень важно в нашей жизни ? посмотреть на эти принципиальные позиции. Дело в том, что первейшая и принципиальная задача священника, будь это ветхозаветное откровение или учение Нового Завета, была необходимость научить людей отличать чистое от нечистого. В последнее время мне кажется, я говорю это с печалью, что все больше и больше людей, когда говорят об авторитете современного священника, больше имеют в виду особо великие откровения, которые, пользуясь современным сленгом, дают ему «как бы силу», чем учение о чистоте жизни.

Дорогая церковь, уже некоторое время я размышляю, думаю, достаточно внимательно над одним серьезным вопросом, который особенно ярко проявился в нашей жизни в последнее время. Он весьма важен для нашего понимания, потому что от этого начинаются либо многие трудности, либо многие благословения. Речь идет о размытых границах в нашей жизни. Это касается и государства, и жизни церкви, и семей. И от этого же начинается огромнейшая проблема в судьбе людей.


Комментарии

Оставить комментарий

  • * Обязательные для заполнения поля.
Имя: *
Электронная почта: *
Город:
Сообщение: *
If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.