Удмуртское служение. Краткая справка из истории удмуртского народа

 

Достоверная история народа начинается тогда, когда он появляется на страницах письменных памятников. Наиболее ранние упоминания об удмуртах содержатся еще в «Истории» древнегреческого историка Геродота, жившего в 5 веке до н. э. Он называет их «будины» и «аримаспи». Древнее название удмуртов - это ары- человек, мужчина (отсюда происходит название Арской земли). Вотяками (от реки Вятки) их назвали русские уже в 12 веке, когда началась колонизация Вятской земли русскими.

Более достоверные знания о земле южных удмуртов появляются в сочинениях арабских ученых, путешественников и миссионеров 9-12 вв. В этих сочинениях удмурты предстают как народ, имеющий достаточно развитый экономический потенциал. Такие отрасли хозяйства, как пушная охота и ремесло, дают продукцию для успешного развития отношений с ближайшими соседями и отдаленными странами. Таким образом, Арская земля была ведома наравне с такими прославленными славянскими центрами, как Великий Новгород и Киев, с начальными этапами формирования государственности.

Однако в 10-12 вв. процессы самобытного развития удмуртского этноса на собственной основе были прерваны. Достоверно известно, что к 12 веку Арская земля вошла в состав Волжской Булгарии. Это было началом многовековой полосы испытаний для удмуртов. В начале 13 века Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды. В условиях жесткого военно-феодального террора часть оставшегося в живых населения Арской земли стала уходить в лесные дебри Прикамья.

К 14 веку своеобразный политический организм — Вятская земля, место проживания северной группы удмуртов, стал известен населению многих русских княжеств. Началась интенсивная русская колонизация Вятской земли, которая привела к дальнейшему вытеснению удмуртов с их исконных земель. Таким образом, на протяжении жизни одного-двух поколений удмурты вынуждены были несколько раз, бросая все нажитое, менять место жительства. При этом уходить приходилось в дикие, не вырубленные леса, отвоевывая у природы новое жизненное пространство.

Непоправимые изменения произошли в психологии, мироощущении и этническом характере удмуртов. Народ был сломлен, а это породило самоуничижение, ощущение своей второсортности. Взаимоотношения с сильными соседями, в которых он зачастую был стороной, подвергающейся обидам и несправедливости, заставляли уйти в себя, замкнуться в своем мире, порождали недоверие ко всему чужому, лишали удмурта гибкости и способности адаптироваться в изменяющихся условиях. Здесь, очевидно, и нужно искать истоки стремления быстрее забыть свое удмуртское происхождение, слиться с сильными мира сего, прежде всего с русскими, если те милостиво согласятся принять их в свою среду.

Огромный урон был нанесен и генофонду удмуртов: в ходе войн и восстаний, царского геноцида, сталинских репрессий погибла наиболее инициативная, предприимчивая часть народа. Через сито исторического отбора прошли лишь "убогие земледельцы". Дело довершила и продолжает вершить знаменитая удмуртская «кумышка», ибо удмурты всегда упорно отстаивали свое право на самогоноварение, руководствуясь глубоким убеждением, что они получили «кумышку» в наследство от предков в качестве ритуального напитка и прекратить ее изготовление - значит, предать веру, обычаи, изменить своим богам.

К сожалению, и методы христианизации, во всю силу развернувшиеся в крае с 20-х годов 18 века, были насильственными и лишь с большей силой повернули удмуртов к их языческим богам.

Но, слава Богу, через Сына Своего Иисуса Христа, Он возлюбил и эту нацию и желает для нее спасения! Так, в ноябре 2013 года был презентован полный перевод Библии на удмуртский язык.